Трамвай, безусловно, очень особенный вид городского транспорта. Он и ездит только по собственным рельсам, и со стороны всегда ясно, куда он завернёт, да и вообще во всём хорош собой, — красив, приятен на вид, хорошо сочетается с городской средой; в общем не зря творческие люди именно этот вид транспорта и любят. А иногда трамвай может творить чудные вещи, — например, взять и рвануть за город. И есть в Петербурге уникальная трамвайная линия, которая ведёт с юго-западных окраин в пригород — посёлок Стрельна. Она внешне больше напоминает железную дорогу, и ходит по ней только один трамвайный маршрут — тридцать шестой. По которому и проехал я в один осенний солнечный день.
Трамвайная (а так и хочется написать «железнодорожная») линия в Стрельну — это часть недолго просуществовавшей в целостном виде «Оранэлы», то есть Ораниенбуамской электрической линии, которая была почти что первым прообразом пригородных электричек. В 1906 году был утверждён проект строительства трамвайной линии из Санкт-Петербурга до Ораниенбаума, но пассажирское движение по ней открылось лишь в годы Первой мировой войны. И уже через несколько лет, после революции, линия была частично демонтирована, а в годы Великой Отечественной войны, когда Стрельна находилась в немецкой оккупации, Оранэла была разрушена почти полностью. В послевоенные годы линия была восстановлена, но лишь частично — до Стрельны. И был тогда по ней запущен трамвайный маршрут номер 36. Трамвай под этим номером возил не одно поколение ленинградцев и петербуржцев. Теперь же решил на нём проехать и я.
2. Садиться на тридцать шестой трамвай я решил возле метро «Кировский завод». Это одна из станций первой очереди Ленинградского метрополитена, открытая в 1955 году. И её вестибюль в стиле сталинского ампира с колоннами дорического ордера напоминает древнегреческий периптер.
3. Иду несколько сотен метров на юг от метро по проспекту Стачек. В кадре видна пересекающая её улица Новостроек (высоковольтная ЛЭП именно по ней), а дальше круглая Комсомольская площадь, от которой наискосок уходит улица Краснопутиловская.
4. Мощные сталинские высотки. Обратите внимание на трамвайные опоры.
5. А вот и нужный мне трамвай подошёл:
6.
7. Итак, едем. За окном перекрёсток улицы Новостроек и проспекта Стачек.
С этой улицы трамвай поворачивает налево — на улицу Кронштадтскую, и идёт прямо в южном направлении.
8. У поворота на Корабельную улицу виден ДОТ, входивший в состав Ижорского рубежа обороны, построенного в 1942-1943 годах, то есть во время блокады Ленинграда.
9. Едем по Кронштадтской улице:
10. Перекрёсток с дорогой на Турухтанные острова. Когда-то и туда ходили трамваи.
11. Этот район застроен красивыми домами в стиле сталинского ампира:
12. Въезжаем на трамвайный виадук над железной дорогой:
13. Под ним проходит грузовая железнодорожная ветка, ведущая в порт:
Кстати, тупик этой ветки — точно возле стелы «Ленинград» на входе в Морской канал с Финского залива — напротив кончика Канонерского острова.
14. Проспект Стачек обрамлён двумя сталинскими высотками. Когда-то здесь заканчивался город, и эти два дома служили юго-западными воротами Ленинграда.
15. Спускаемся с виадука к Трамвайному проспекту, на котором расположен трамвайный парк №8. А направо здесь же ответвляется трамвайная линия по улице Маршала Казакова.
16. «Воротами» на проспекте Стачек действительно завершается сталинская архитектура, и дальше идёт застройка другой эпохи. Позднесоветские многоэтажки перемежаются здесь с современными новостройками.
17.
18. Трамвай идёт по выделенной линии вдоль проспекта Стачек (переходящего затем в Петергофское шоссе). Между проспектом и домами — широкая и просторная зелёная зона.
19. Пересечение с проспектом Маршала Жукова. На углу стоит дом 600-й серии (такие называют «кораблями»).
20. Едем дальше по длинным и, как кажется, нескончаемым петербургским окраинам. Кстати, юго-запад — пожалуй, наиболее болезненно обделённая метрополитеном часть города.
21. Трамвайная линия с улицы Маршала Казакова возвращается к нам:
22.
23. А это памятник на месте, где проходила линия фронта во время блокады Ленинграда. Поразительно, но в оккупации находилась даже часть нынешнего города. Настолько близко подошли немцы к Ленинграду.
24. А это — малоэтажный элитный жилой комплекс «Балтийская жемчужина», построенный уже в 2000-е годы в сотрудничестве с Китаем.
25. И на этом фактически город заканчивается. Направо от нас ответвляется тупиковая трамвайная ветка на ЛЭМЗ (Ленинградский электромеханический завод), куда ходит единственный трамвай номер 41.
26. И начинается самый интересный участок поездки. Трамвайная линия приобретает более железнодорожный вид и идёт теперь среди деревьев.
27. Ну чем не железная дорога? Ведь опоры контактной сети как на железке.
28. Трамвай бежит на большой скорости вдоль Петергофского шоссе. Надо сказать, что состояние путей плохое, поэтому трамвай сильно шумит, дребезжит и шатается. Что в моём случае, конечно, только усиливает впечатления.
29. Кривая:
30. Через некоторое время трамвайная линия пересекает шоссе:
31. И теперь идёт по другую сторону от него:
32. А потом и вовсе отходит от него в сторону:
33.
34. И приобретает вот такой вид:
35. По лугам, по полям…
36.
37. И даже среди чьих-то огородов:
38. Кажется, сейчас электричка поедет…
39. А вот и нет! Трамвай, однако…
40.
А вот как процесс езды выглядит изнутри. Видео снято уже на обратном пути.
41.
42. А вот и конечная. Трамвайное кольцо «Стрельна».
43. Диспетчерская:
44. А рядом шумное Петергофское шоссе, идущее дальше на запад, и Константиновский дворец:
45. Пора теперь и обратно…
Такой вот трамвайный маршрут. Надо сказать, что Оранэла впечатляет именно своей капитальностью. Если другие трамвайные линии идут по городским улицам, то здесь даже не то, что выделенная полоса, а вообще отдельная трасса для трамвая. Да и ещё и шпалы и опоры контактной сети, как на железной дороге. Только пути надо бы отремонтировать. Всё таки, чтобы там ни говорили про неэффективность и неэкономичность, но при правильной организации трамвай действительно может быть лучшим видом городского транспорта.
источник