SPIEGEL ONLINE: Сразу заметно, что многие из ваших фотографий показывают Невский проспект, центральную улицу Санкт-Петербурга. Чем он так завораживает вас?
Даниэль Бискуп: Публика на Невском проспекте меняется в зависимости от времени дня: утром там пожилые люди, днем — деловые, а ночью приходит молодежь, и уличные музыканты дают свои концерты и летом, и зимой.
Люди специально выходят на улицу, они наряжаются. Чувствуешь себя как зритель на представлении. Но этот спектакль ставят сами люди. Я не знаю ни одного другого города, где бы на таком небольшом пространстве столько всего происходило.
— Не является ли Невский лишь роскошным фасадом? Ведь в переулках рядом с ним отваливается штукатурка, и ощущаешь себя так, словно вернулся в 80-е годы.
— Так это выглядит даже на задних дворах зданий на Невском. И это не 80-е годы, это выглядит скорее, как 60-е или даже 50-е годы. Отчасти в этом и состоит очарование: поездка в Санкт-Петербург — это путешествие, в котором можно одновременно увидеть прошлое, настоящее и будущее. Сохранились целые века: впечатления от царских времен, коммунистическое господство и новая Россия. Такого я не видел ни в одном другом городе.
— Вы провели в Санкт-Петербурге почти 60 дней. Как вы планировали свою работу?
— Примерно 10% фотографий требовали подготовки, ведь такую звезду футбола, как Андрей Аршавин, просто так не встретишь. В остальном я просто отправлялся в путь. Это как раз то, чем зачастую возмущались мои спутники, потому что я часто останавливался и фотографировал. Иногда на 100 метров пути у меня уходил целый час или дольше. Я что-то вижу, заговариваю с людьми, рассказываю им о своей книге и спрашиваю, нельзя ли мне сфотографировать их для этой книги.
Поэтому в начале дня я никогда не знаю, откуда я вернусь вечером. Иногда меня поражает освещение, порой вдруг случайно заденет какой-то особый вид, например, ночная вечеринка на Невском проспекте. Все это окупается. В Санкт-Петербурге каждый переулок — это открытие. Я бы мог заполнить и десять фотоальбомов.
— В сопроводительном тексте к вашему фотоальбому описывается «миф о непохожести Санкт-Петербурга». В чем выражается эта непохожесть?
— Люди излучают спокойствие. Они выглядят так, словно находятся в полном согласии с собой, возможно, это баланс между жизнью и работой. Это бросается в глаза прежде всего из-за сравнения с гораздо более суетливой Москвой. В Санкт-Петербурге много людей, которые обходятся немногим и при этом счастливы.
— А вас Санкт-Петербург тоже изменил?
— Этот город придает каждому дополнительную энергию, потому что, приехав сюда, ты становишься счастливым. Так это было летом, когда 24 часа подряд было светло, и зимой, когда температура опускалась до минус 20. Ледяная стужа помогает лучше ощутить самого себя.
— В наступающем году в России пройдет чемпионат мира по футболу, матчи состоятся и в Санкт-Петербурге. Однако в последнее время Россия фигурирует в основном в негативных заголовках. Как вы переубедите какого-нибудь недоверчиво настроенного по отношению к России человека в том, что все же стоит поехать на чемпионат?
— Иногда у меня такое ощущение, прежде всего в разговорах в Германии, что мы снова находимся в состоянии холодной войны. Многие спрашивают меня, почему я все равно постоянно езжу в Россию. Я считаю, что несмотря на политические противоречия, важно получить собственное представление на месте. Люди в Санкт-Петербурге действительно рады каждому иностранцу, которого они видят в городе, на улице или в кафе. Санкт-Петербург — это один из самых красивых городов мира. К тому же Россия — это всегда приключение, здесь можно многое заново открыть для себя и обогащенным вернуться домой.
— За последние годы отношения между Россией и Западом обострились, российское телевидение постоянно настраивает население против Европы. Вам не пришлось почувствовать на себе злобное отношение?
— Только один-единственный раз, когда во время праздника по случаю окончания Второй мировой войны я хотел сфотографировать одного мужчину. Он мне сказал, чтобы я убирался. А так многие русские, например, не могут понять, почему Германия приняла у себя так много беженцев. «Значит, к вам каждый из них может просто так приехать», — говорят они. Их обижает то, что российским гражданам все еще довольно сложно получить визу в страны ЕС.
— Не отвернулись ли русские от Европы?
— Думаю, что нет. В Санкт-Петербурге поездки в Европу — одна из самых актуальных тем. Это понятно уже по названию кафе вблизи немецкого консульства. Оно называется «Шенген».
Фото из книги Даниэля Бискупа «Санкт-Петербург — Контрасты»