VI Санкт-Петербургский международный культурный форум официально начнет работу в среду, 16 ноября. Но уже сегодня в рамках этого крупнейшего события в сфере культуры прошло немало мероприятий. «Нулевой» день стал достаточно продуктивным – открывались конференции, проходили рабочие встречи, начался ХVII Международный фестиваль студенческих фильмов «ПитерКиТ» и закончился коллоквиум ФИПРЕССИ, показывались фильмы и спектакли, открывались выставки. Форум сразу стал явлением в жизни всех профессионалов и любителей культуры, а завтра обещает быть еще более насыщенным и интересным.
Практически первым в «нулевой» день Форума — 15 ноября в 10.00 — стало открытие конференции «Наследие, наука и технологии» во дворце Бобринских. Это совместный проект секций «Сохранение культурного наследия» и «Образование».
Основная цель конференции – обмен опытом по разработке научных приемов, методов и технологий в области реставрации, реконструкции и сохранения объектов культурного и исторического наследия в России и за рубежом.
На открытии выступил Олег Владимирович Рыжков, заместитель Министра культуры РФ, руководитель секции «Сохранение культурного наследия»: «Важность и ценность сегодняшней конференции состоит в том, что нам удалось собрать цвет науки о наследии и обсудить самые ее важные составляющие части и понять, что это не только наука о прошлом, это наука о развитии. Соединение научных методов и методов, связанных с реставрацией, сегодня представляет собой один из тех сплавов, которые рождают новые знание, которое ведет все человечество вперед. И Россия находится на острие этого знания».
Конференция продлится два дня и выработает ряд рабочих документов.
Брифинг, посвященный архитектурной выставке в павильоне России на Венецианской биеннале в 2018 году
В Центральном выставочном зале «Манеж» состоялся брифинг, посвященный архитектурной выставке в павильоне России на Венецианской биеннале в 2018 году. Перед журналистами выступил глава секции «Изобразительное искусство» — Комиссар Павильона России на Венецианской биеннале, ректор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Семен Михайловский. На брифинге была объявлена тема выставки в Павильоне России и озвучена концепция проекта. «Тема Русского павильона на XVI Венецианской архитектурной биеннале — ʺСтанция Россияʺ, — рассказал Семен Ильич. — География — это очень важное понятие для нашей страны. Это не просто показатель географического величия, масштабов, это эмоции, переживания, которые люди испытывают в дороге, перемещаясь из одной точки в другую, на вокзалах, встречаясь и расставаясь. Это архитектурная биеннале, и мы, казалось бы, по определению должны говорить про архитектуру, показывая проекты, правильнее говорить о жизни».
Кроме того, был назван партнер выставки на художественной биеннале 2019 года — им стали Российские железные дороги (РЖД).
Торжественное открытие выставки ар-деко «Золотые двадцатые в Париже»
Выставка «Золотые двадцатые в Париже» представила публике коллекцию исторического костюма и предметов гардероба 1920-х гг. В те далекие годы успевшая оправиться от военных потрясений Европа встала на путь интенсивного развития науки, промышленности и искусства. Не стала исключением и Французская республика. В мире искусства с середины 1920-х гг. она известна как родина стиля ар-деко. Роскошный и элегантный, хотя и эклектичный, он быстро завоевал популярность и был подхвачен в Европе и США. Посетители экспозиции «Золотые двадцатые в Париже» оказались в искусно смоделированной атмосфере того времени.
Все костюмы и предметы гардероба, представленные на выставке, принадлежат французскому коллекционеру и искусствоведу Кристиане Шади-Брешар и экспонируются впервые. Выступая перед профессионалами модной индустрии и журналистами, она сказала: «Эти платья должны жить, радовать и вдохновлять. Все экспонаты представлены впервые, до сегодняшнего дня эти вещи кроме вас не виделникто. Это был мой выбор: я могла бы показать коллекцию во Франции, но подумала, что в России ее больше оценят. И потом, мне очень нравится русский взгляд на вещи: он не пресыщенный, ваши люди умеют наслаждаться качеством вещей». Выставку госпожа Шади-Брешар посвятила своей бабушке Маргарите, которой в 1919-м году было 20 лет, и она наслаждалась сумасшедшими 20-ми.
На открытии также выступили: ректор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Алексей Демидов, академик Национальной Академии Индустрии Моды Майя Кузнецова, хранитель коллекции костюма Государственного Эрмитажа, заведующая Сектором декоративно-прикладного искусства в Отделе истории русской культуры Нина Тарасова и другие.
Торжественная церемония открытия XVII Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКиТ»
В 18.00 в Государственном университете кино и телевидения состоялась торжественная церемония открытия XVII Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКиТ», который проходит в рамках Культурного форума при поддержке Министерства культуры РФ. Ректор вуза Александр Евменов рассказал, что в этом году на фестиваль было подано 335 заявок из 75 киношкол, в том числе из 39 зарубежных, среди которых Италия, Германия, Китая, США, Бельгия, Великобритания и Корея. Он выразил надежду, что в Фестиваль снова откроет новых звезд в киноискусстве. Жюри фестиваля возглавляет сценарист, кинорежиссер, народный артист РФ Виктор Мережко.
День открытия начался с воспоминания о первом отечественном художественном фильме 1908-го года – «Понизовая вольница». Для гостей и участников Фестиваля был организован русский шатер с угощения национальной кухни: сбитень, блины, квас, медовуха, калачи, пряники и многое другое. Организаторам также удалось на площадке создать неповторимую атмосферу русской зимы с прогулкой в упряжке тройки лошадей и незабываемыми национальными хороводами.
Петербургская премьера фильма Aestetik
Автор документального фильма Aestetik Макси Шилов поднимает вопрос о влиянии природной среды на творчество человека и формирование его эстетических взглядов. Объект исследования — уникальная природа и завораживающий ландшафт Скандинавии. Субъект — человек искусства, выросший и живущий на ее просторах.
На поставленный вопрос в фильме ответили дизайнеры, художники и фотографы, среди которых Йоханнес Торп (креативный директор Bang & Olufsen), Хенрик Вибсков (дизайнер одежды), Карин Блидхольм Свенссон (основатель BVD Stockholm), Рольф Хэй (основатель Hay Copenhagen), Андерс Брикс (профессор Датской королевской академии изящных искусств), Дэн Стуббергаард (COBE Architects) и многие другие. Эстетические воззрения и рассуждения героев чередуются с великолепными скандинавскими видами. Органичным дополнением к фильму послужило музыкальное сопровождение Никола Мельникова, специально созданное для этого фильма.
В конце показа состоялась панельная дискуссия на тему «Влияние среды на деятельность человека». Участники просмотра поделились своими размышлениями на заданную тему.