Искусству найдётся место не только в историческом центре города, но и на его окраине. Эти слова подтверждает небольшой театр «За Чёрной речкой», который находится вдали от главных культурных магистралей, у станции метро «Пионерская».
Эта маленькая, но гордая сценическая площадка не просто живет своей камерной жизнью, но еще и проводит международный фестиваль спектаклей малых форм «ArtОкраина». В дальний путь в поисках прекрасного отправился Виктор Высоцкий.
В условиях шарообразной планеты понятие окраины теряет смысл: любая точка на земной поверхности может стать центром. В театральном мире этому в немалой степени способствуют фестивали. Вот такие, как этот, в театре «За Черной речкой», где как бы окраинный театр становится центром всяческих театральных окраин.
Этот фестиваль – «АrtОкраина» — называется так еще и потому, что мы видим творчество молодых. А молодые, как известно, с краю. Режиссер Ирина Тишкевич поставила пьесу английского драматурга Мартина Макдонаха «Королева красоты из Линейна». Действие пьесы происходит на окраине – в ирландской провинции, и речь в ней идет о пограничных отношениях.
Несмотря на то, что пьеса переводная, во время спектакля не покидало ощущение, что все происходящее зрителю близко, что действие разыгрывается то ли в белорусско-русской квартире, то ли вообще в деревне. Безусловно, одна из причин этого – белорусский язык, но также и обстоятельства: нищета, смердящая раковина на кухне, а еще многим знакомые прекрасно сыгранные типажи и характер их отношений.
Ощущение близости происходящего усиливается в этом театре его камерностью – оттого, что край сцены очень близко.
На это сегодня можно заметить, что уже почти на всех крупных петербургских фестивалях есть спектакли в камерных залах и даже в комнатах, но за Черной речкой считают, что они были первыми, и остаются по-прежнему с переднего края, чему свидетельство – фестиваль «АrtОкраина».